C-triada.ru

Строительный журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто придумал колючую проволоку

История появления колючей проволоки (8 фото)

Впрочем, колючая проволока вовсе не была изобретением военного времени. Родиной ее считаются США, где во второй половине XIX века бурно осваивались земли на западе страны. Прототипом современной колючей проволоки считается курьезное изобретение некоего фермера Генри Роуза, придумавшего прикрепить к голове коровы кусок доски с заостренными кусками проволоки, чтобы животное причиняло себе боль при попытке пробраться сквозь ограждение. Спустя некоторое время простодушный фермер догадался, что гораздо проще крепить подобные элементы не на лоб животного, а на саму изгородь. Его изобретение, представленное на выставке в 1873 году, вдохновило Джозефа Глиддена, Айзека Эллвуда и Джейкоба Хейша на создание проволочного ограждения с закрепленными на нем острыми кусками проволоки. Производство проволоки с тех пор стало бурно развиваться.

Если во время Англо-бурской войны колючая проволока играла огромную стратегическую роль, разграничивая большие участки пространства, то в Русско-японской войне роль проволоки была преимущественно тактической: она использовалась для защиты окопов. Тогда же, во время конфликта 1904–1905 гг., на некоторых участках проволочных заграждений впервые пустили ток.

Проволочные укрепления стали настолько популярными, что в условиях нехватки колючей проволоки ее стали заменять колючей лентой – еще одним изобретением периода Первой мировой войны. Колючая лента, родиной которой стала Германия, хоть и была первоначально менее прочной, чем проволока, наносила более опасные раны. Армейская колючая лента используется в нескольких модификациях и сегодня. Таким образом, именно Первая мировая война стала временем создания всех наиболее эффективных конструкций проволочных заграждений, многие из которых применяются до сих пор.

Широта использования колючей проволоки потребовала и изобретения эффективных способов ее преодоления. Разрезание было самым очевидным из них. В защитных кожаных куртках и штанах, кольчужных масках и перчатках, солдаты, экипированные для перерезания колючей проволоки, на сохранившихся фотографиях выглядят сродни средневековым рыцарям. В тех случаях, когда проволока была под напряжением, специально подготовленные резаки изолировались с помощью велосипедных шин.

.
Разновидности режущей ленты

Экипировка солдата итальянских штурмовых частей, предназначенная для преодоления проволочных заграждений

Заграждения типа «испанский всадник» (Итальянский фронт)

Австро-венгерские заграждения из колючей проволоки на дороге около Монте Ровер (Итальянский фронт)

История колючей проволоки.

В «архитектуре» войн XX века одним из важнейших конструктивных элементов была колючая проволока. Служившая как для формирования поясов заграждений на линии фронта, так и для оцепления концентрационных лагерей, «колючка» быстро обросла не только прагматическими, но и символическими значениями, превратившись в эмблему войны и насилия.

Впрочем, колючая проволока вовсе не была изобретением военного времени. Родиной ее считаются США, где во второй половине XIX века бурно осваивались земли на западе страны. Прототипом современной колючей проволоки считается курьезное изобретение некоего фермера Генри Роуза, придумавшего прикрепить к голове коровы кусок доски с заостренными кусками проволоки, чтобы животное причиняло себе боль при попытке пробраться сквозь ограждение. Спустя некоторое время простодушный фермер догадался, что гораздо проще крепить подобные элементы не на лоб животного, а на саму изгородь. Его изобретение, представленное на выставке в 1873 году, вдохновило Джозефа Глиддена, Айзека Эллвуда и Джейкоба Хейша на создание проволочного ограждения с закрепленными на нем острыми кусками проволоки. Производство проволоки с тех пор стало бурно развиваться. Первое же упоминание о колючей проволоке было зафиксировано во Франции в 1860 году, где было предложено ограждение, которое состояло из плоской и тонкой проволоки. Затем спустя пять лет в 1865 году французом Луи Джаннином была запатентована двойная проволока с ромбовидными металлическими зубцами.

Если во время Англо-бурской войны колючая проволока играла огромную стратегическую роль, разграничивая большие участки пространства, то в Русско-японской войне роль проволоки была преимущественно тактической: она использовалась для защиты окопов. Тогда же, во время конфликта 1904–1905 гг., на некоторых участках проволочных заграждений впервые пустили ток.

Проволочные укрепления стали настолько популярными, что в условиях нехватки колючей проволоки ее стали заменять колючей лентой – еще одним изобретением периода Первой мировой войны. Колючая лента, родиной которой стала Германия, хоть и была первоначально менее прочной, чем проволока, наносила более опасные раны. Армейская колючая лента используется в нескольких модификациях и сегодня. Таким образом, именно Первая мировая война стала временем создания всех наиболее эффективных конструкций проволочных заграждений, многие из которых применяются до сих пор. Кроме обычных царапин и испорченной одежды, данное заграждение способно даже убить человека в случае большой потери крови.

Колючая лента изобретена в Германии во время Первой мировой войны как крайняя мера в условиях нехватки проволоки. В этот же период француз Бруно предложил наматывать колючую проволоку на барабан и получившуюся колючую спираль быстро монтировать в поле с помощью длинных шестов. В дальнейшем спиральные заграждения из колючей проволоки получили название «Спираль Бруно». Если можно так выразиться, то именно «звездным часом» колючей проволоки явилась Первая Мировая война. После короткого периода маневренной войны осени 1914 -зимы 1915 фронты зарылись в землю и началась долгая и изнурительная позиционная война.

Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов (калибра 75мм.) доходил до 120-150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой Мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.

Читать еще:  Где разрезать керамогранитную плитку

Первая мировая война значительно изменила конструкцию колючей проволоки: если сельскохозяйственная проволока имела обычно 7 пар шипов на метр, то проволока для военных нужд – 14 и более. Увеличилась и ее ширина. Так, к примеру, согласно французскому уставу 1915 года, минимально допустимым проволочным заграждением считалось заграждение из двух рядов столбов, расположенных на расстоянии 3 м друг от друга, а британский устав 1917 года определял наименьшую ширину проволочного укрепления в 9 м.

Разрушать железную нить на деревянных столбиках при помощи чудовищного чугунного потока, где на метр проволоки приходится десятки и сотни пудов металла, этот способ особенно ярко обнаружил свою несостоятельность в грандиозных боях Шампани. Когда были разрушены и захвачены укрепления первой линии, и, для того чтобы прорвать немецкий фронт, нужно было только непрерывно продолжать наступление, французская артиллерия вдруг замолчала перед немецкими траншеями второй линии, очистить которые уже готовились немецкие войска. Оказывается, пушечные стволы до такой степени разогрелись от непрерывной стрельбы по колючей изгороди, что дальнейшее продолжение стрельбы — там, где прежде всего требовалась непрерывность атаки, — оказалось невозможным. Это и была одна из причин, которые свели победоносное наступление в Шампани на нет.

В Первую мировую применялись 20 и даже 30-рядные проволочные заграждения! При этом немецкие окопы на Восточном фронте были опутаны такой прочной проволокой, которую часто не брали наши ножницы! Для разрушения вражеских заграждений русские умельцы предложили мортирку, которая стреляла по проволочным заграждениям якорьком с тросом. Зацепившись за проволоку, можно было из укрытия, не подставляя себя под выстрелы, растаскивать проволочные заграждения.

Первая мировая война успешно развивала и вторую функцию колючей проволоки – ограничительную: она была идеальным материалом для создания ограждений в лагерях военнопленных или концентрационных лагерях (к примеру, в лагерях для интернированных немцев, проживавших в Великобритании). Большое значение здесь имела не только доступность проволоки и легкость в установке таких заграждений, но и их прозрачность, позволявшая без труда просматривать и контролировать территорию лагеря с размещавшихся по периметру заграждения караульных вышек.

Эта же функция, – контроля над пространством, – стала доминирующей при организации концлагерей во время Второй мировой войны. Именно колючая проволока была своего рода архитектурной доминантой этих лагерей. Часовые, стрелявшие на поражение при приближении к проволоке, а также пропущенный по ней электрический ток делали ее почти непреодолимой преградой или, неожиданно, единственным средством освобождения из «лагеря смерти» (т.е. способом суицида). Пленники всегда чувствовали себя окруженными именно ею, она не только обозначала границы лагерей, но и организовывала пространство внутри лагерного комплекса, как, например, в Освенциме или Треблинке. Так, в Треблинке проволока разделяла зону приема, жилые кварталы и «лагерь смерти». Ее особенностью было переплетение с кустарником, ветвями деревьев и хворостом. Коридор, ведущий к газовым камерам и известный как «дорога в небо» или «труба», был окружен проволокой, столь густо переплетенной с ветками, что видимость была практически нулевой. Сходную архитектуру имели и другие лагеря. Впрочем, колючая проволока окружала пленников не только в самом лагере, но и на всем протяжении пути к нему (вплоть до железнодорожных вагонов). Именно Вторая мировая война превратила колючую проволоку из рядового армейского орудия в общекультурный символ насилия и репрессий.

Существует множество вариантов противопехотных заграждений из колючей проволоки. При их создании все зависит от решаемых задач, наличия материалов, времени, рабочей силы, характера местности, действий противника.

Но во всех случаях при их использовании и применении следует учитывать, что само по себе заграждение не может остановить противника и заставить его отказаться от движения на этом участке. Заграждение может лишь задержать противника, сорвать заданный темп наступления, спутать его боевые порядки, заставить противника перед заграждением свертываться в колонну, а после прохождения зоны заграждения вновь развертываться в боевой порядок, заставить расходовать время, силы и средства, предназначенные для решения иных задач, создать благоприятные условия для уничтожения пехоты противника огнем артиллерии и стрелкового оружия, затруднить действия разведчиков противника.

Следовательно, заграждение должно быть:

1) по возможности замаскировано, хотя бы в той степени, чтобы создавать у противника впечатление, что заграждение менее серьезно, чем это есть на самом деле;

2) полностью простреливаться огнем стрелкового оружия, пулеметов, противопехотных гранатометов; прикрываться огнем минометов и пушек;

3) размещено на местности так, чтобы его дальний край находился в пределах действительного огня стрелкового оружия, а ближний край на дальности, превышающей дальность броска ручной гранаты (с тем, чтобы солдаты противника, находящиеся в зоне заграждений, не имели бы возможности забрасывать траншеи гранатами, а собственные гранаты не повреждали бы заграждение).

После Первой Мировой Войны в 1930-х годах немецкий изобретатель Хорст Даннерт изобрел новый вид колючей ленты, он накручивал высокопрочную проволоку в виде спирали, и в нужный момент быстро разворачивал её вдоль линии, на которой нужно было создать препятствие. Полученное колючее спиральное заграждение он прибивал к земле длинными стальными колышками. Высокопрочная проволока благодаря пружинным свойствам самостоятельно держала форму спирали без помощи шестов.

Во время второй мировой войны в 1940—1941 годах проволоку Даннерта начали завозить в Великобританию. Спрос был столь велик, что высоколегированной проволоки не хватало, и её стали производить из менее прочной проволоки (желтая Даннерт). В 1960-х годах колючую ленту, скрученную в спираль, часто использовали для ограждения военных объектов, тюрем, психиатрических лечебных заведений. Колючая лента имела существенный недостаток: её легко можно было перерезать обычными ножницами.

Читать еще:  Отпуск это термическая обработка

Для того, чтобы затруднить перерезание колючей ленты, в начале 1980-х годов её начали армировать проволокой сначала путём скручивания вокруг проволоки, а потом путём закольцовывания колючей ленты на армирующую проволоку. Такая армированная колючая лента совмещала в себе режущие свойства колючей ленты и прочность проволоки. Был даже патентный спор между двумя европейскими фирмами, которые претендовали на это изобретение и предлагали его на рынке под брендами: «Man Barrier» и «Razor Ribbon».

В начале 2000-х годов в странах СНГ постепенно начали переходить от использования армированной скрученной колючей ленты (АСКЛ) к армированной колючей ленте (АКЛ), изготовленной путём обжатия штампованной колючей ленты на проволочный сердечник. Причина перехода — более высокие защитные свойства завальцованой армированной колючей ленты.

Широта использования колючей проволоки потребовала и изобретения эффективных способов ее преодоления. Разрезание было самым очевидным из них. В защитных кожаных куртках и штанах, кольчужных масках и перчатках, солдаты, экипированные для перерезания колючей проволоки, на сохранившихся фотографиях выглядят сродни средневековым рыцарям. В тех случаях, когда проволока была под напряжением, специально подготовленные резаки изолировались с помощью велосипедных шин.

В начале 21 века, а точнее 22 сентября 2010 года, в Украине Ткаченко Юрий Владимирович подает заявку и получает патент на изобретение нового вида не металлической колючей проволоки, которая изготавливается из полимерных материалов, что позволяет применять в производстве различные виды пластика и других композитных материалов.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.

Колючая проволока

Колю́чая про́волока (простореч. — «Колючка») — проволока с расположенными на ней острыми шипами, используемая для строительства простых и недорогих заграждений, а также для улучшения свойств уже существующих. Человек или животное, пытаясь пройти сквозь колючую проволоку, будет испытывать болезненные ощущения или может получить рану. Ограждение из колючей проволоки требует только опоры и саму проволоку. Его может быстро установить даже рабочий с низкой квалификацией.

Колючая проволока была первым удачным ограждением, способным остановить крупный рогатый скот. Проволочные ограждения были дёшевы, и когда они стали широко доступными в конце 19-го столетия в Соединённых Штатах, особенно в Техасе, стало возможным ограждать намного большие территории, чем раньше. Это дало огромный толчок развитию животноводства.

Содержание

История

В конце 1873 г. фермер из Иллинойса Генри Роуз придумал новое ограждение для домашнего скота — проволочный забор, к которому прикреплены дощечки с кусками заточенной проволоки.

Он запатентовал его в мае 1873 года и продемонстрировал летом на сельскохозяйственной выставке в городе Де-Калб, Иллинойс. Это побудило Исаака Эллвуда, Джозефа Ф. Глиддена и Джекоба Хэйша работать над улучшением конструкции. Эллвуд запатентовал новый тип колючей проволоки в феврале 1874 г., но признал, что проект Глиддена лучше, чем его. Глидден изготовлял шипы дробилкой для кофе и обматывал их вокруг проволоки. Чтобы шипы не смещались, Глидден обматывал их другой проволокой. Удачная конструкция колючей проволоки Глиддена была основана на более ранних разработках, в том числе предложенной французом Луи Джаннином в 1865 г.

Эллвуд купил половину прав на изобретение Глиддена в июле 1874. Патент Глиддена вышел 24 ноября, и вместе они основали «I.L. Ellwood Manufacturing Company». Они начали производить колючую проволоку на заднем дворе скобяной лавки Эллвуда. Их бизнес быстро развивался. В 1876 году Глидден продал свою половину патента компании «Уошберн и Моэн» (Массачусетс).

В США 1875 г. было изготовлено 270 тонн колючей проволоки, а к 1900 производство возросло до 150 000 тонн. [1]

Сельскохозяйственное ограждение

Ограждения из колючей проволоки стали стандартными для содержания крупного рогатого скота в большинстве штатов, но не во всех странах. Проволока натягивается между столбами и затем прикрепляется на нужной высоте к деревянным столбам и доскам, или стальным столбам.

Промежутки между столбами меняются в зависимости от ландшафта — в холмистой местности столбы могут ставить и каждые 3 метра, тогда как на равнине на расстоянии 30—50 метров друг от друга. Столбы обычно размещают через 10 метров с 4—5 досками между ними.

Колючая проволока для сельскохозяйственных ограждений выпускается в двух вариантах: «мягкая» из мягкой стали и «упругая». Оба типа оцинковывываются для увеличения срока службы. Упругая проволока делается более тонкой, но сталь более прочна. Большая прочность позволяет делать более длинные секции. Она выдерживает растяжения, создаваемые животными и перепадами температуры. Но из-за её упругости с ней труднее обращаться. С мягкой проволокой намного легче работать, но она менее долговечна и подходит только для коротких секций.

В России, согласно ГОСТ 285-69, колючая проволока изготавливается из термически обработанной проволоки (мягкой). Выпускается как оцинкованная, так и колючая проволока без покрытия.

В Новой Зеландии в колючих заборах делают проходы для собак, так как они — главные средства управления животными на фермах.

Ограждение против людей

Вскоре колючую проволоку стали применять и против людей. Она стала использоваться для ограждения земельных участков, предприятий и других территорий, которые нужно было защитить от вторжения посторонних. Также колючая проволока стала применяться в тюрьмах для усложнения побега. В ограждениях против людей колючая проволока обычно закрепляется сверху на сплошном заборе или сетке Рабица. Секции проволоки зачастую делают наклонными, что усложняет их преодоление. В военное время колючую проволоку также используют для строительства и укрепления фортификационных заграждений.

На армейском жаргоне один из видов заграждения именуется «спотыкач» [2] . Заграждение представляет собой 4—5—6 рядов 25—30-сантиметровых кольев, к которым сверху с помощью проволочных скоб протягивается две — три нити ненатянутой колючей проволоки, одна или две нити протягиваются так, что образуют петли. Общая глубина заграждения составляет 4,5 и больше метров. «Спотыкач» предназначен для замедления движения пехоты и лишения её возможности наблюдать за полем боя и вести прицельный огонь из стрелкового оружия.

Читать еще:  Кузница что это такое

Колючая лента

Колючая лента наносит более серьёзные раны и сложнее преодолевается людьми без инструментов, давая охране больше времени на реагирование. Кроме обычных царапин и испорченной одежды, данное заграждение способно даже убить человека в случае большой потери крови. Человек с инструментами одинаково быстро преодолеет колючую проволоку и колючую ленту.

Колючая лента изобретена в Германии во время Первой мировой войны как крайняя мера в условиях нехватки проволоки.

Колюче-режущая проволока состоит из проволоки и металлической ленты с лезвиями, которая обжата вокруг проволоки. Эту ленту стали скручивать в спираль. Витки спирали в 3—11 местах соединяются с помощью проволоки, ленты или металлической скобы. При растягивании этой спирали образуется труднопреодолимое цилиндрическое колючее заграждение. Такое заграждение стали называть Егоза, по зарегистрированной торговой марке в России, на Украине, в Казахстане. Известны два типа ЗКР Егоза: из армированной скрученной колючей ленты — ЛК-СА (лента обвита вокруг армирующей проволоки) и из завальцованной армированной колючей ленты — ЛК-А (колючая лента завальцована на армирующую проволоку)

В СССР колючая штампованная лента появилась в конце 80-х годов прошлого столетия, изготовленная специально для объектов, требующих повышенной степени безопасности, а начиная с 1994 г, на Украине были разработаны и внедрены в производства еще четыре вида колючей ленты, которые отличались друг от друга разной формой высечки, длиной лезвий, расстоянием между шипами, шириной внутренней полосы для обжима проволочного сердечника. Также были разработаны современные штампы и устройства для завальцовывания проволоки колючей лентой. В настоящее время армированную колючую ленту выпускают с возможностью обжима проволочного сердечника от двух до пяти миллиметров. Для современной ЛК-А (ленты колючей армированной) стали использовать высокоуглеродистую проволоку диаметрами от 4-х до 5-ти мм.

На Украине, в Казахстане и в России на разные части ЗКР (заграждения колюче-режущего) и ЛК-А (ленты колючей армированной) получены патенты и зарегистрированы Товарные знаки. Для производства ЗКР-С — Заграждений колюче-режущих спиральных, ленту колючую, армированную ЛК-А накручивают на барабан, потом соединяют соседние витки в шахматном порядке в 3—11 местах металлическими плоскими скобами или проволочными скобами. При растягивании бухты спирального барьера безопасности образуется цилиндрическое колючее заграждение. Усиленный вариант спирали ЗКР Егоза или Концертина отличается способом монтажа — одна спираль, меньшего диаметра устанавливается внутри другой — большего диаметра.

История создания колючих заграждений

История возникновения колючей проволоки и егозы

В 1899-1902 годах во время англо-бурской войны впервые использовали колючую проволоку в качестве противопехотных заграждений.

В 1904-1905 году российская армия впервые, во время русско-японской войны подключила к колючим заграждениям электрический ток.

Колючая лента была изобретена в Германии во время первой мировой войны как крайняя мера в условиях нехватки проволоки. Кроме того, она занимала мало места, но уступала по эффективности колючей проволоке — ее легко можно перерезать ножницами.
Колючая лента просто выштамповывалась из металлической ленты и не имела проволочного сердечника.
Такую ленту было сложнее перерезать кусачками, но она была нестойкой против ножниц по металлу и слабее на разрыв.

Начиная с 70-х годов не армированную колючую ленту широко применяли при ограждении тюрем, больниц для душевнобольных.
С 1981 года начали армировать колючую ленту проволокой. Это явилось предметом патентного спора между брендами Man Barrier и Razor Ribbon.
Последний повлиял на современное название колючих заграждений из армированной колючей ленты в англоязычном варианте Razor Barbed Wire.
Армированную колючую ленту начали широко использовать в военных целях, так как не армированную колючую ленту можно было легко перерезать ножницами.
Армированную колючую ленту практически нереально перерезать ножницами или перекусить пассатижами без специального инструмента.

В 1982-1986 году 15 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР проводил научно-исследовательскую работу по теме «ЕГОЗА». Результат данной работы — изобретение изделий: колючая лента заградительная – стальная армированная (КЛЗ-СА); станок для ее изготовления И-1641.
Так и начали назвать спиральные колючие заграждения в бывшем Советском Союзе — Егоза.
Приблизительно в это время начало развиваться производство колючих ленточных заграждений в СССР и в Украине в частности. Производство колючих спиральных заграждений сосредоточилось в тюрьмах. Производилась преимущественно егоза из скрученной колючей ленты, которую производили на станке «Самшит». В конце прошлого и в начале нынешнего столетия украинские производители освоили производство егозы из армированной колючей ленты.

В начале нового тысячелетия в России началось массовое патентование армированной колючей ленты, а также названия: Егоза, спираль Бруно, Концертина, которые уже давно стали обозначать название колючего спирального заграждения их армированной колючей ленты, станков для производства Егозы.
При этом в большинстве случаев патентовались изобретенные ранее другими людьми изделия, но есть и собственные разработки.

В этот же период различные виды егозы начали продавать под торговыми марками: проволока егоза ТМ Казачка, Егоза Алебарда и другие.

В 2008 году появились и в Украине изобретатели, которые получением патентов на армированную колючую ленту тоже поставили под сомнение авторство изобретателей 1981 года.

Это не первый и не последний случай в истории человечества, когда с помощью патентов отдельные личности пытаются либо монополизировать рынок, либо получить дополнительную прибыль с существующих производителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector