Как убрать сульфатацию пластин аккумулятора - Строительный журнал
C-triada.ru

Строительный журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как убрать сульфатацию пластин аккумулятора

Все о десульфатации автомобильного аккумулятора: технология и оборудование

Как распознать критическую степень сульфатации АКБ?

На обслуживаемых батареях засульфатированность легко определить визуально. Достаточно отвернуть крышечки и осмотреть пластины: белый налет на электродах указывает на то, что необходима десульфатация. Разница становится отчетливо понятной, если сравнять внутренности разбалансированного источника питания с заряженным. В последнем плюсовые пластины – коричневые, а минусовые – серые.

Ещё один признак критической сульфатации пластин – быстрый заряд и быстрый разряд. Примером тому может служить обычная ситуация: зарядное устройство только подключили, как тут же начал кипеть электролит. Как ни странно, соблюдая все азы технологии зарядки АКБ , он действительно может зарядится буквально за 20-30 минут и напряжение нормально разомкнутой цепи, измеренное без нагрузки, будет эквивалентно 100% заряду. Только вот работать под нагрузкой такая батарея не в состоянии: обычная лампа ближнего света посадит ее буквально за 10-15 минут, в то время, как здоровый АКБ она разряжает за 8-10 часов.

На профессиональном уровне изделие с прогрессирующим образованием сернокислого свинца на пластинах отличают еще две характеристики:

  1. Внутреннее сопротивление. С ростом кристаллов сульфата свинца оно возрастает.
  2. Емкость. С прогрессом сульфатации она уменьшается.

По поводу измерений емкости автомобильного аккумулятора можно сказать так: с недавних времен это возможно сделать без особых усилий. Замер выполняется с помощью диагностических сканеров или, как принято их еще называть, тестерами аккумуляторов. В этом классе есть как профессиональные модели, как-то Bosch BAT 121 с функцией распечатки результатов проверки, так и версии для домашнего применения (Lancol MICRO-200 и пр.). Эти устройства, кроме всего прочего, в состоянии показать среднюю плотность электролита, уровень зарядки в процентном соотношении, внутреннее сопротивление и, разумеется, вольтаж.

Способы десульфатации пластин свинцового аккумулятора

Классический вариант идеи десульфатирующих мероприятий состоит в том, чтобы растворить крупные сульфаты свинца циклами заряд-разряд. Восстановить заводскую ёмкость не всегда возможно. Так, в зоне риска батареи, которые хранились в разряженном состоянии продолжительное время. На пластинах таких изделий имеются крупные наросты, имеющие высокое сопротивление и трудно поддающиеся растворению.

Исходя из определения десульфатации понятно, что не любое зарядное годится на роль восстанавливающего. Мы уже изучали вопрос выбора зарядного устройства для автомобильного аккумулятора . Повторимся, что в идеальном варианте это должна быть зарядка с режимом десульфатирования, как-то программируемый «комбайн» Кулон 912, «самоделка» от Сороки и пр. Электрооборудование такого класса отличает набор встроенных контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд».

На крайняк сойдут ЗУ с регулируемой силой тока и напряжением. Позже мы укажем, что этот вариант уместен на легких стадиях засульфатированности и далеко не для всех типов АКБ. Полностью автоматическому оборудованию типа Bosch C3-C7, Стек, и пр. доверять не стоит, поскольку корректность реализованной в них методики восстановления слишком унифицирована, отчего не дает ощутимого эффекта.

Метод №1. Зарядное устройство с режимом восстановления

Итак, на руках профессиональное ЗУ со встроенным алгоритмом контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд». Фактически это продвинутый автомат с ручными настройками. Вся суть этого метода сводится к настройке этого оборудования.

Ток и напряжение здесь, как правило, не задаются. Вместо стандартных единиц прописывается емкость. Согласно инструкции, это чаще всего цифра, отображенная на этикетке. Впрочем, иногда фигурирует и фактическое число А*ч, которое зарядка оценивает самостоятельно. Модели самодельного происхождения, как правило, требуют расчета нагрузки и имеют выходные контакты для ее подключения. В роли нагрузки служит лампа.

Отдельного внимания заслуживает контактная база зарядного устройства. Какого бы происхождения оно не было, желательно его доработать:

  • Сечение провода между зарядкой и АКБ, батареей и нагрузкой должно быть не менее 4 мм2.
  • Максимальная длина проводника на участке ЗУ-аккумулятор – 50 см, источник питания-нагрузка – 50-70 см.
  • Крокодилы следует заменить на клеммы с болтами.

Внимание! Батарею типа Ca/Ca нельзя разряжать ниже 12 В.

Это один из вариантов лечения запущенной батареи. Более современные зарядные устройства позволяют вовсе обойтись без разрядки. Такие ЗУ обладают адаптивным алгоритмом настройки длительности импульсов тока и паузы между ними, а также самой силы тока. Регулируя эти три величины, удается расшатать крупные кристаллы и впоследствии растворить их без принудительной разрядки.

Читать еще:  Мощность лазера для гравировки металла

Метод №2. Обычная зарядная аппаратура с регулируемым напряжением и током

Сеть Интернет предлагает нам десятки вариантов самодельных схем десульфатирующего устройства. Это может быть как автономное изделие, собранное с нуля, так и дополнительный блок к уже существующему зарядному. По-своему привлекателен вариант ручной десульфатации, требующий минимум доработок. Эту версию мы и рассмотрим.

В центре внимания – обычное зарядное устройство с регулируемой силой тока и напряжением. В дополнение к нему потребуется обычная автомобильная лампа, мощность которой выбирается из расчета 10 часовой разрядки аккумулятора определенной емкости. Например, для 60 А*ч подойдет лампочка на 55 Вт. Для полноценного протекания процесса разрядки полезно включить между лампой и АКБ реле поворотов. Паузы стимулируют химические вещества реагировать полностью.

Идея десульфатации та же. Принцип реализации похож на работу автомата с контрольно-тренировочными циклами «заряд-разряд»: зарядка, за которой следует пауза и разрядка. Все подробности читайте в технологии восстановления аккумуляторов:

  • Восстановить уровень электролита. Будьте готовы к тому, что в процессе зарядки кислота высвобождается из пластин и жидкости в банке станет больше.
  • Поставить батарею на зарядку. Максимальный ток – 1А. Напряжение: 13,9-14,4 В. Время зарядки – около 8 часов. В зависимости от степени запущенности сульфатации через 8 часов будет наблюдаться различное напряжение. Если имел место глубокий разряд ниже 10,8 В, то потребуется дополнительная пауза в 24 часа и повтор цикла подзарядки. Например, если исходный вольтаж был около 9 В, то через 8 часов будет около 11 В. Выдерживаем паузу в 24 часа и продолжаем заряжать до 12,7 В с силой тока уже 2А.
  • Сделать паузу на 24 часа.
  • Разрядить АКБ лампой, подключенной через реле поворотов, до 10,8В.
  • Поставить аккумулятор на зарядку. Максимальная сила тока – 2А. Вольтаж: 13,9…14,4В. По достижении 12,7 В отключить зарядное и дать отстоятся аккумулятору 24 часа.
  • Вновь разрядить аккумуляторную батарею до 10,8В.
  • Зарядить током 2А (напряжение 13,9-14,4В) до 12,7В.
  • При необходимости повторить цикл разряд-заряд.

Советы по технике восстановления аккумуляторной батареи

Не стоит рассматривать десульфатацию как единственное средство излечения свинцового аккумулятора. Он выходит из строя не только по причине крупных наростов сульфата свинца, не поддающихся растворению. В копилку причин также следует включить постоянный перезаряд, ведущий к коррозии токоотводов и разрушению намазки пластин, неизбежную коррозию самих пластин и отслоение активных веществ с поверхности электродов под действием вибрации.

Опыт проведения десульфатирующих мероприятий позволяет выделить главные правила, которые стоит неукоснительно соблюдать:

  • Процесс производить только в теплом хорошо проветриваемом помещении (+20…+25 °C).
  • Не допускать кипения электролита.
  • Не производить десульфатацию чаще 1 раза в год.

Разумеется, процесс стоит периодически контролировать. Например, для того, чтобы своевременно выявить ситуацию, когда одна банка аккумулятора при зарядке не кипит .

Я не сдаю на металлолом свои АКБ, я их восстанавливаю! Личный метод десульфатации АКБ

Когда я купил свой гараж в нём был небольшой склад аккумуляторов. Не знаю почему их никто не сдал, это пришлось сделать мне. Кстати я тогда неплохо заработал, что-то около 10000 рублей.

Сейчас же я не сдаю на металлолом свои АКБ, я их восстанавливаю!

Все наверно знают, что большинство аккумуляторов отходят в иной мир от сульфатации. То есть на пластинах появляется налёт сульфата свинца.

Такой налёт при нагреве не спадает с пластин и электролит с данной пластиной не взаимодействует. Из этого вывод один — ёмкость аккумулятора становится меньше.

С данной проблемой сталкиваются почти все водители и только единицы знают про такое слово как «Десульфатация» . Остальные просто едут за новым аккумулятором.

Единственное, что нужно знать про «Десульфатацию» это то, что восстанавливает ёмкость и убирает сульфат с аккумулятора.

А как это сделать?

Вообще есть три способа:

  • десульфатация электрическая
  • десульфатация физическая
  • десульфатация химическая

Физическая десульфатация

На мой взгляд это самая примитивная десульфатация, которую придумали в гаражах мужики с пивом.

Разрезаем аккумулятор и вынимаем пластины. Затем промываем их от сульфата и паяем всё обратно. Минусы у неё очень большие:

  • поломка пластин
  • неправильная пайка
Читать еще:  Как подключить аэрограф к большому компрессору

Этого вполне достаточно.

Химическая десульфатация

Принцип работы такой. Сначала выливаем электролит, а затем заливаем динатриевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты. Проще говоря Трилон Б.

Это вещество разъедает сульфат и оставляет пластины чистыми.

Десульфатация электрическая

Такая десульфатация так же разделяется на две части:

  • Автоматические десульфаторы
  • Обычное зарядное устройство для АКБ

Автоматические десульфаторы очень просты в применение. Подключаешь к клемам и за счёт специальной системы заряда болячка уходит.

Происходит это в соотношении 10/1

10 минут — заряд 3А

1 минута — разряд 0.3А

Минус у такого прибора один — цена.

Данные устройства нормальных производителей стоят от 5000 до 15000 рублей. Брать его со взглядом на будущее, не думаю что в наше кризисное время многие на это способны. Если Ваш аккумулятор простой и стоит не больше 3000 рублей — покупать прибор не нужно.

Теперь перейдём к десульфатации обычным зарядным устройством. Такой метод работает с аккумуляторами, которые ещё чуть-чуть, но живы.

Принцип работы:

Сначала проверяем уровень электролита. В среднем уровень должен быть на 80% банки. Если всё как надо, то покупаем дистиллированную воду и в каждой банке заливаем почти до края.

Ставим на зарядку и выставляем 15В и 1А и оставляем на ночь. При таком токе, Ваш аккумулятор не будет кипеть. За это время почти ничего не произойдёт, только напряжение самого аккумулятора немного поднимется.

Сутки не трогаем его, а потом заряжаем и выставляем 15В и 3А опять на ночь. После этой ночи напряжение должно прийти в норму

Примерно 12.4В с плотностью электролита 1.24г/см3

Затем приступаем к самой десульфатации:

Берём лампочку ближнего света и подключаем её к клемам. Оставляем её гореть на 6 часов. За это время заряд АКБ упадёт до 9В

Весь цикл:

1. 15В-1А — заряд
2. 24 часа покоя
3. 15В-3А — заряд
4. Разряд лампочкой.

Так вот этот цикл нужно повторять, примерно для 60А — неделю. Примерно получится около 4 полных циклов.

В конце все работы если на замерах будет 12.7В и плотность 1.27Вы отлично справились. Данный способ, это личный метод, ещё лет в 18 я так востанавливал 100А АКБ

Как избавиться от сульфатации пластин аккумулятора

Прочитав эту статью Вы узнаете, как можно избавиться от сульфатации пластин автомобильного аккумулятора. Но прежде чем мы раскроем перед вами все секреты, давайте узнаем, что же такое сульфатация?

Сульфатация — это процесс, в результате которого поверхность аккумуляторных пластин покрывается сернокислым крупнокристаллическим свинцом в виде белого налета. Говоря более простым языком – это окисление и кристаллизация. В конечном итоге, сульфатация становится причиной проблем с зажиганием, и батарея выходит из строя.

Чтобы выявить сульфатацию, необходимо открыть капот автомобиля и внимательно осмотреть контактные пластины и источник аккумулятора. Коричневатые образования на «минусе» и «плюсе» — это и есть первичные признаки сульфатации. Разбухание, появление белых пятен, а также любое изменение внешнего вида пластин аккумулятора говорит о сульфатации.

Сульфатация повышает сопротивление внутри аккумуляторной батареи. Этот процесс способствует быстрому закипанию батареи, и приводит ее в негодность.

Методы десульфатации пластин аккумулятора

Первый метод, это ручной способ, при котором можно избавиться от сульфатации пластин. Необходимо произвести полную зарядку аккумулятора, довести плотность электролита до 1,285 г/см3, при этом доливая электролит немного более высокой плотности — 1,4 г/см3.

Чтобы уменьшить плотность электролита, добавьте дистиллированную воду. После полной зарядки, батарею нужно начать разряжать, подключив к ней лампу накаливания мощностью в 5 ампер: довести напряжение батареи до 10.2 В (что соответствует напряжению в 1.7 В в каждой отдельной банке батареи).

Именно такая процедура может спасти батарею от замены. Ее минус является то, что, во-первых, Вам потребуется какое-то зарядное-устройство, а во-вторых необходимо будет постоянно контролировать параметры аккумулятора. Если необходимо, повторите процесс зарядки-разрядки еще пару раз.

Для зарядки-разрядки аккумуляторных батарей лучше использовать импульсные устройства серии Зевс. Данные устройства обеспечивают заряд аккумулятора полностью в автоматическом режиме.

Второй метод автоматический. В этом случае, все что Вам понадобится, это приобрести зарядно-десульфатирующее устройство серии Зевс-Д и запустить на нем соответствующий метод. В этом случае устройство сделает все самостоятельно в автоматическом режиме.

Читать еще:  Как открыть банки аккумулятора

В этом устройстве, для проведения десульфатации применяется заряд-разряд аккумулятора методом реверсивных токов.

Наша компания производит целый ряд устройств для обслуживания аккумуляторных батарей. Вся продукция производства нашего предприятия выполнена по высоким технологиям, что способствует бесперебойной его эксплуатации долгое время.

В каталоге нашего сайта представлены зарядные, зарядно-разрядные и десульфатирующие устройства различных характеристик.

Что такое сульфатация аккумулятора? (все про то как сохранить автомобильную АКБ)

Добрый день. Из сегодняшней записи вы узнаете, что такое сульфатация аккумулятора и как ее предотвратить.

Договоримся о терминах.

Сульфатация — Процесс образования сульфата свинца. Что самое интересное – это нормальное явление, ведь работает аккумулятор за счет того, что осуществляются процессы сульфатации и десульфатации. Они полностью соответствуют показателям разрядки и зарядки агрегата. Во время разрядки восстанавливается свинец за счет сульфатов, а во время разрядки происходит обратный процесс.

Договорились – сульфатация нормальное явление, пока она находится в пределах допустимых при эксплуатации.

Как устранить сульфатацию?

Если с течением времени вы заметили, что стартер стал хуже крутить двигатель при запуске, при этом вы проверили плотность электролита, и степень зарядки, у вас есть шанс реанимировать батарею. Для этого необходима лампочка и зарядное устройство. Методика проведения следующая – производятся 2-4 цикла глубокой зарядки-разрядки. Сначала батарея, при помощи лампочки, разряжается до стадии когда лампа перестает светиться, после ставиться на зарядку на 10 часов током равным 10 % от емкости батареи. По окончании зарядки доводится плотность до оптимальной (статья про плотность), цикл тренировки окончен. Повторяется эта процедура несколько раз.

Если после проведения тренировки, ничего не изменилось, аккумулятор необходимо заменить так как устранить сульфатацию без замены пластин уже невозможно.

Про методику тренировки аккумулятора есть отличное небольшое видео:

Что такое запредельная сульфатация?

Очень часто поверхность свинцовых пластин покрывается кристаллической массой, что приводит к процессу, который называется глубокой сульфатацией. Это приводит к образованию пленки из кристаллов, которая препятствует проникновению электролита к поверхности пластин, и снижает работоспособность батареи. Площадь таких образований может быть очень велика, а значит, токоотдача сильно снизится, так как электролит не имеет контакта с пластинами. Сульфатация — основная причина того, что батарея не работает или работает, но плохо. Сильная сульфатация приводит к очень быстрой разрядке аккумулятора и низкой токоотдаче из-за высокого внутреннего сопротивления батареи. Запустить двигатель при этом становится сложно, а также нарушается работа всего электрооборудования машины.

Причины чрезмерной сульфатации.

Причин образования кристаллических сульфатов несколько.

Глубокий разряд.

Это случается, когда водитель забывает выключать перед парковкой какие-то электроприборы в машине, и они работают в течение всей стоянки. В этом случае за одну ночь заряд может полностью упасть, в результате чего и произойдет глубокая разрядка.

Аналогичная ситуация происходит когда батарея долгое время хранится отдельно от автомобиля и не эксплуатируется. При длительном хранении специалисты рекомендуют проводить подзарядку батарей, так как если этого не делать, даже новый аккумулятор придется выкинуть. Довольно часто, устанавливая новый аккумулятор, купленный в магазине, невозможно запустить двигатель, это и есть основная причина в нарушении процесса хранения.

Низкий уровень электролита.

Другая причина имеет чисто химический характер и заключается в значительном понижении электролита в аккумуляторной батарее. Это приводит к появлению больших поверхностей на свинцовых пластинах, которые остаются не покрываются жидкостью, а это способствует значительному росту скорости сульфатации. Следующая причина, которая влияет на ускорение этого процесса — содержание различных примесей в электролите. Это вызвано нарушениями технологического процесса на стадии производства или обслуживания батареи.

Таким образом, основная причина сульфатации и нарушения функциональности автомобильных аккумуляторов заключается в нарушении оптимального состояния электролита (плотность и уровень). Устранить эту проблему можно периодически контролируя уровень электролита и его плотность….

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос что такое сульфатация аккумулятора и почему она случается. Если у вас остались вопросы – пишите их в комментарии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector