C-triada.ru

Строительный журнал
43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить варикап мультиметром

Как проверить варикап мультиметром

А. БУТОВ, с. Курба Ярославской обл.

При разборке различной радиоприемной и радиопередающей аппаратуры почти в каждом изделии в числе прочих деталей можно найти один или несколько варикапов. Не всегда их удается идентифицировать по маркировке или внешнему виду, если на монтажной плате они не обозначены каким-либо особым образом. С помощью предлагаемой приставки можно определить емкость варикапов, а подключают ее к мультиметру с функцией измерения емкости конденсаторов.

Приставку можно применять для измерения емкости как обычных (двухвыводных) варикапов, так и вари-капных сборок с большим числом выводов или подобрать с ее помощью для конкретной конструкции варикапы с близкими параметрами. Ее подключают к мультиметру. который позволяет измерять емкость конденсаторов, или к цифровому измерителю емкости. Схема приставки показана на рис. 1. Проверяемый варикап устанавливают в гнездо XS1 в соответствии с указанной полярностью и подают на устройство питающее напряжение. Назначение выводов варикапа желательно предварительно проверить с помощью мульти-метра, работающего в режиме проверки р-n переходов. Фильтр R1C1 сглаживает возможные наводки и пульсации напряжения питания, которые могут привести к увеличению погрешности измерения. Переменным резистором R2 изменяют поступающее на варикап напряжение. В нижнем по схеме положении движка переменного резистора емкость варикапа максимальна.

Поскольку не все мультиметры позволяют с высокой точностью измерять емкость единиц или десятков пикофа-рад, то в устройство введены конденсаторы С2, СЗ. Поэтому показания измерительного прибора будут определяться суммарной емкостью этих конденсаторов, емкостями монтажа и подключенного варикапа. Чтобы узнать емкость варикапа, необходимо из полученного результата измерения вычесть показания прибора, которые были до подключения варикапа к нему. Для уменьшения собственной емкости устройства применены два последовательно включенных резистора R3 и R4 — паразитная емкость двух резисторов, включенных последовательно, уменьшается.

Многие стабилитроны обладают свойствами варикапов, и в некоторых устройствах они применены как варикапы [1]. Например, при регулировке управляющего напряжения от 0 до 9 В емкость стабилитрона КС533А изменялась от 770 до 220 пФ, а стабилитрона Д814Д — от 300 до 100 пФ. Изменение емкости кремниевых диодов 1N4148 и КД522А не превысило 2 пФ (6. 4 пФ). Для сравнения, извлеченные из неисправной импортной автомагнитолы варикапы, имеющие обозначение i321, изменяли емкость от 820 до 30 пФ, а отечественный варикап Д902 — от 30 до 10 пФ.

Все детали устройства монтируют на печатной плате из односторонне фольги-рованного стеклотекстолита толщиной 1. 1,5 мм, чертеж которой показан на рис. 2. Можно применить постоянные резисторы С1-4, С1-10, С1-14, МЛТ, переменный — СПЗ-33 или аналогичный с линейной характеристикой, если он в металлическом корпусе, то его необходимо соединить с минусовой линией питания. Оксидный конденсатор — К50-24, К50-29, К50-68, применение этого конденсатора на относительно высокое напряжение дает возможность в случае необходимости увеличить питающее напряжение до 30. 45 В, которое может потребоваться для некоторых высоковольтных варикапов. Подстроеч-ный конденсатор — КТ4-21, КТ4-25, конденсатор С2 — К10-17 с малым ТКЕ (М75, М47, МПО), С4 — пленочный, например, К73-17 или импортный. Гнездо XS1 — восьмивыводная панель для установки микросхем в корпусах DIP. Источником питания может быть любой сетевой блок питания со стабилизированным выходным напряжением 9 В, но можно применить батарею «Крона», 6F22.

Настройка приставки после ее подключения к измерительному прибору сводится к установке подстроечным конденсатором числа 100 на цифровом индикаторе прибора. Именно это значение придется вычитать из показаний, чтобы определить емкость варикапа. Если имеющийся измеритель емкости не подходит для измерения емкостей менее 1000 пФ, конденсатор емкостью 75 пФ (С2) заменяют пленочным конденсатором емкостью около 980 пФ, например, типа К31-11-3 или К71-7, а подстроечным конденсатором СЗ (при отсутствии тестируемого варикапа) устанавливают на индикаторе прибора число 1000. Это позволяет для вычисления емкости варикапов просто «отбрасывать» первую цифру показаний.

Проверка работоспособности приставки осуществлялась совместно с мультиметром М320 [2] с помощью образцовых конденсаторов, емкость которых была заранее измерена с высокой точностью с помощью цифрового измерителя емкости. При желании, возможно снять зависимость емкости варикапа от напряжения смещения. Для этого резистор R2 можно снабдить указателем напряжения или к его движку подключить вольтметр, например, мультиметр в режиме измерения напряжения.

1. Прокопцев Ю. Приемник с дистанционным управлением. — Радио, 1993, № 1, с. 38,39.

2. Бутов А. Два звуковых пробника. — Радио, 2009, № 10, с. 20—22

Добавил: Павел (Admin)
Автор: А. Бутов (Радио N2 2011)

Оптимальный способ проверить исправность варистора

Ремонт и диагностика неисправностей радиоэлектронных устройств происходит путём нахождения вышедших из строя элементов с последующей их заменой. Визуально определить, какая радиодеталь неисправна, часто не представляется возможным, поэтому для выявления поломок используют измерительные приборы — тестеры. С их помощью проверить варистор обычно не составляет труда.

Назначение и характеристики

Варистор — это электронный прибор, имеющий два контакта и обладающий нелинейно-симметричной вольт-амперной характеристикой. Термин «варистор» произошёл от латинских слов variable — «изменяемый» и resisto — «резистор». По своей сути он является полупроводниковым резистором, способным изменять своё сопротивление в зависимости от приложенного к его выводам напряжения.

Изготавливаются такого типа резисторы путём спекания при высокой температуре полупроводника и связующего материала. В качестве полупроводника используется карбид кремния, находящийся в порошкообразном состоянии, или оксид цинка, а связующего вещества — стекло, лак, смола. Полученный после спекания элемент подвергается металлизации с дальнейшим формированием выводов. По своей конструкции приборы выполняются в форме, похожей на диск, таблетку, цилиндр, или плёночного вида.

Обладая свойством резко уменьшать своё сопротивление при возникновении на его выводах определённого напряжения, варистор применяется в электронных схемах в качестве защитного элемента. При возникновении броска напряжения определённой величины полупроводниковый прибор мгновенно снижает своё внутреннее сопротивление до десятков Ом, тем самым практически закорачивая цепь, не давая импульсу повредить остальные элементы схемы. Поэтому важным параметром варистора является значение напряжения, при котором наступает пробой устройства.

Принцип работы элемента подразумевает его включение параллельно цепи питания. После его срабатывания и уменьшения напряжения на входе он самовосстанавливается до первоначального значения. Из-за малой инерционности это происходит мгновенно.

Основные параметры

Перед тем как проверить варистор на исправность, необходимо понимать не только принцип его действия, но и знать, какими характеристиками он обладает. Как и любой электронный элемент, варистор имеет ряд характеристик, которые позволяют его использовать в различных схемах. Основным параметром является вольт-амперная характеристика (ВАХ). Она наглядно показывает, как меняется ток при той или иной величине напряжения. Изучая ВАХ, можно увидеть что варистор, обладая симметрично-двунаправленной характеристикой, работает как в прямой, так и обратной зоне синусоиды, напоминая стабилитрон.

Кроме ВАХ, при исследовании варистора отмечаются следующие характеристики:

  • Um — наибольшее допустимое рабочее напряжение для тока переменной или постоянной величины.
  • P — мощность, которую может рассеять на себе элемент без ухудшения своих параметров.
  • W — допустимая энергия в джоулях, которую может поглотить радиоэлемент при воздействии одиночного импульса.
  • Ipp — наибольшее значение импульсного тока, для которого определена форма импульса.
  • Co — ёмкость, значение которой измеряется у варистора в нормальном состоянии.

Но на практике особое внимание уделяется в основном параметру Um. Эта характеристика показывает уровень напряжения, при котором происходит пробой элемента и начинает течь ток.

Виды устройств

Разнообразие встречаемых видов варисторов обусловлено тем, что производители стремятся в первую очередь повысить их быстродействие. Поэтому и используются SMD технологии безвыводного монтажа, что позволяет добиваться малого времени срабатывания при скачке входного напряжения. Типовое время срабатывания элементов с выводами находится в пределе 15−25 наносекунд, а SMD — 0,5 наносекунд.

Существует класс низковольтных варисторов и высоковольтных. Первые выпускаются с рабочим напряжением до двухсот вольт и силой тока до одного ампера. Вторые же имеют рабочее напряжение до двадцати киловольт. Маломощные элементы используются в качестве защиты от скачка напряжения, возникающего в бытовой сети, а мощные применяются на трансформаторных подстанциях и в системах защиты от грозы.

Читать еще:  Ультрафиолетовая лампа что это

Маркировка элементов

Независимо от производителя существует стандарт маркировки варисторов. На сам элемент принято наносить цифробуквенный код, в котором зашифровываются основные параметры. Например, для дискового типа это обозначение выглядит как S6K210, где:

  • S — материал, из которого изготовлен варистор;
  • 6 — диаметр корпуса элемента, указывается в миллиметрах;
  • K — величина допуска отклонения;
  • 210 — значение рабочего напряжения, выраженное в вольтах.

Для планарного типа используется такая же маркировка, только первыми буквами ставится CN, обозначающая тип изделия.

На схемах радиоэлемент графически обозначается как перечёркнутый прямоугольник. На перечёркивающей палочке делается полочка, над которой ставится буква U. Подписывается на схемах элемент латинскими буквами RU.

Методы проверки мультиметром

Для проверки варистора, впрочем, как и любого другого радиоэлемента, проще всего использовать специально разработанные для этого приборы. В качестве таких устройств используются мультиметры. Основной параметр, который можно им померить — это внутреннее сопротивление элемента. Но перед тем как непосредственно приступить к проверке варистора, следует подготовиться.

Кроме мультиметра, понадобится:

Измерение сопротивления элемента можно проводить и без его выпаивания из схемы, но для получения достоверных данных следует отсоединить от платы хотя бы один его вывод. Вся подготовка сводится к тому, что полупроводниковый элемент сначала визуально осматривается на отсутствие: расколов, почернений, трещин. Если сразу видно лопнувший корпус, то проверку можно дальше не проводить. Такой варистор явно неисправен.

Паяльник, флюс и припой понадобится для того, чтобы отпаять один из выводов элемента или даже снять его целиком, а после проверки при необходимости запаять обратно. Даташит на элемент представляет собой официальный документ, выпускаемый производителем. В нём указываются все основные данные и характеристики.

Даташит используется для того, чтобы точно знать, какое рабочее сопротивление в состоянии покоя у радиодетали. Если при замере мультиметром сопротивление варистора не отличается более чем на 10%, то он считается исправным. Если сопротивление значительно меньше указанного в даташите, то его понадобится заменить. Важно отметить, что в обычном состоянии сопротивление варистора достигает нескольких сотен мегаом, поэтому и тестер должен иметь возможность измерять в этом пределе.

Измерения стрелочным прибором

Такое устройство считается аналоговым. В его конструкции используется электромеханическая головка. Она представляет собой рамку, помещаемую в магнитное поле. В зависимости от силы тока стрелка в рамке отклоняется, останавливаясь в определённом положении. Диапазон отклонения стрелки проградуирован числами, согласно которым и вычисляется сопротивление.

Перед тем как приступить к проверке варистора, стрелочный мультиметр понадобится настроить. Для этого выполняется его калибровка. Её суть сводится к выставлению нулевого положения стрелки путём вращения специальной ручки при замыкании щупов друг с другом.

Для этого кнопкой переключения выбирается режим работы, соответствующий значку «Ω», а галетный переключатель устанавливается на самый большой предел измерения сопротивления тестером. Чаще всего он обозначается как «х100», что соответствует мегаомам. Измерение сопротивления происходит от установленного в устройстве источника питания (батарейки). Поэтому, если выставить стрелку в ноль не получается, то батарейку понадобится заменить.

Проводя непосредственно измерения, одним щупом тестера дотрагиваются до одного вывода варистора, а другим — до другого. В итоге возможно три исхода:

  1. Стрелка отклонится до нуля или покажет сопротивление в районе килоомов. Делается вывод о неисправности элемента (пробой).
  2. Результат измерений лежит в пределах сотни мегаом. Такое показание указывает на исправность варистора.
  3. При прикасании к выводам радиоэлемента стрелка никак на это не реагирует. Возможные причины в следующем: диапазона работы прибора не хватает для измерения величины сопротивления варистора, неисправен прибор, неисправен радиоэлемент (обрыв).

Цифровой тестер

Используя цифровой мультиметр, проверить варистор на работоспособность будет немного проще, чем аналоговым. Это связано с тем, что цифровой тестер в своей конструкции имеет жк-дисплей, на котором наглядно отображается измеренное сопротивление.

В основе работы тестера такого тип лежит аналого-цифровой преобразователь, принцип работы которого построен на сравнение измеряемого сигнала с опорным. Следует отметить, что, если при включении тестера на экране высвечивается значок мигающей батарейки, то элемент питания понадобится заменить. Порядок измерения сопротивления варистора можно представить в виде следующих действий:

Переключателем устанавливается максимальный предел измерения сопротивления. Обычно этот предел указывается числом и буквой. Если написаны просто числа, то единица измерения — Ом, буква K после числа обозначает килоом, буква M — мегаом.

  • Щупы фиксируются на двух выводах варистора, а обратные концы проводов со штекерами вставляются в гнёзда тестера, обозначенные Ω и СОМ. Так как полярность приложенного сигнала к варистору значения не имеет, то и неважно, какой провод подключается к тому или иному выводу элемента. Хотя принято, что в разъём СОМ вставляется шнур чёрного цвета.
  • Устройство включается путём нажатия на тестере кнопки ON/OFF.
  • Если на индикаторе высвечивается единица, то это обозначает, что выбран малый предел измерений.
  • Если на экране отображаются цифры отличные от единицы, то это и есть величина измеряемого сопротивления.
  • При трактовке результата измерений следует учитывать ещё и допуск. Каждый радиоэлемент имеет свой показатель допуска. Например, если допуск составляет 10 процентов, а внутреннее сопротивление варистора указано как 100 МОм, то полученные результаты должны находиться в пределах от 90 до 110 МОм. Если выявляется, что измеренное сопротивление элемента находится ниже или выше этого диапазона, то его можно считать неисправным.

    Применение реостата

    Проверить варистор возможно не только путем измерения его внутреннего импеданса. Внутреннее значение сопротивления может соответствовать заявленной величине, но при этом пороговое напряжение варистора будет неверным. Для проверки значения пробоя используется мультиметр с лабораторным автотрансформатором или реостатом.

    В тестовой схеме к одному из выводов варистора подключается подвижный контакт реостата, а к другому — плавкий предохранитель. Щупы мультиметра фиксируются параллельно выводам полупроводникового элемента, а он сам переключается в режим измерения напряжений. На свободную пару контактов подаётся разность потенциалов, величина которой превышает значение пробоя компонента.

    С помощью движимого контакта реостата плавно изменяется напряжение до момента срабатывания варистора. Этот момент определяется по вольтметру. Первоначально показания мультиметра будут расти, а после резко сбросятся до нуля. При этом предохранитель перегорит. Максимальное зафиксированное ненулевое значение и будет являться пороговым напряжением.

    Важно отметить, что при измерении, особенно с помощью реостата, возможно поражение организма электрическим током. Поэтому нельзя забывать о технике безопасности, следует неуклонно её соблюдать.

    Как проверить различные типы диодов тестером — полная инструкция

    В процессе ремонта бытовой техники или других электронных устройств: монитора, принтера, микроволновки, блока питания компьютера или автомобильного генератора (например, Valeo, БОШ или БПВ) и т.д. возникает необходимость проверить целостность элементов. Расскажем подробно про тестирование диодов.

    Учитывая разнообразие этих радиоэлементов, единой методики проверки их работоспособности не существует. Соответственно, для каждого класса есть свой способ тестирования. Рассмотрим, как проверить диод шоттки, фотодиод, высокочастотный, двунаправленный и т.д.

    Что касается приборов для тестирования, мы не станем рассматривать экзотические способы проверки (например, батарейку и лампочку), а будем пользоваться мультиметром (подойдет даже такая простая модель, как DT-830b) или тестером. Эти приборы практически всегда есть дома у радиолюбителя. В некоторых случаях потребуется собрать несложную схему для тестирования. Начнем с классификации.

    • 1 Классификация
    • 2 Проверяем выпрямительный диод и стабилитрон
    • 3 Тестирование варикапов
    • 4 Проверка супрессора (TVS-диода)
    • 5 Тестирование высоковольтных диодов
    • 6 Диоды туннельного и обращенного типа
    • 7 Тестирование светодиодов
    • 8 Проверяем фотодиод

    Классификация

    Диоды относятся к простым полупроводниковым радиоэлементам на основе p-n перехода. На рисунке представлено графическое обозначение наиболее распространенных типов этих устройств. Анод отмечен «+», катод – «-» (приведено для наглядности, в схемах для определения полярности достаточно графического обозначения).

    Типы диодов, указанные на рисунке:

    • А – выпрямительный;
    • B – стабилитрон;
    • С – варикап;
    • D – СВЧ-диод (высоковольтный);
    • E – обращенный диод;
    • F – туннельный;
    • G – светодиод;
    • H – фотодиод.
    Читать еще:  Чем запаять алюминиевую трубку

    Теперь рассмотрим способы проверки для каждого из перечисленных видов.

    Проверяем выпрямительный диод и стабилитрон

    Защитный диод, а также выпрямительный (включая силовой)или шоттки можно проверить при помощи мультиметра (или воспользоваться омметром), для этого переводим прибор в режим прозвонки так, как это показано на фотографии.

    Режим мультиметра, при котором тестируются полупроводниковые выпрямительные диоды

    Щупы измерительного прибора присоединяем к выводам радиоэлемента. При присоединении красного провода («+») к аноду, а черного («-») к катоду дисплей мультиметра (или омметра) отобразит значение порогового напряжения тестируемого диода. После того, как меняем полярность, прибор должен показать бесконечно большое сопротивление. В этом случае можно констатировать исправность элемента.

    Если при обратном подключении мультиметр регистрирует утечку, значит, радиоэлемент «сгорел» и нуждается в замене.

    Заметим, данную методику проверки можно использовать для тестирования диодов на генераторе автомобиля.

    Тестирование стабилитрона осуществляется по сходному принципу, правда, такая проверка не позволяет определить, осуществляется ли стабилизация напряжения на заданном уровне. Поэтому нам потребуется собрать простую схему.

    Тестирование с использованием регулируемого источника питания

    • БП – регулируемый блок питания (отображающий ток нагрузки и напряжение);
    • R – токоограничительное сопротивление;
    • VT – тестируемый стабилитрон или лавинный диод.

    Принцип проверки следующий:

    • производим сборку схемы;
    • устанавливаем режим мультиметра, позволяющий измерить постоянное напряжение до 200 В;

    Выбор необходимого режима для тестирования

    • включаем блок питания и начинаем постепенно увеличивать величину напряжения, пока амперметр на блоке питания не покажет, что через цепь протекает ток;
    • подключаем мультиметр, как указано на рисунке и измеряем величину напряжения стабилизации.

    Тестирование варикапов

    В отличие от обычных диодов, у варикапов p-n переход обладает непостоянной емкостью, величина которой пропорциональна обратному напряжению. Проверка на обрыв или замыкание для этих элементов осуществляется также, как у обычных диодов. Для проверки емкости потребуется мультиметр, у которого есть подобная функция.

    Демонстрация проверки варикапа

    Для тестирования потребуется установить соответствующий режим мультиметра, как показано на фото (А) и вставить деталь в разъем для конденсаторов.

    Как правильно заметил один из комментаторов данной статьи, действительно, определить емкость варикапа, не оперируя номинальным напряжением невозможно. Поэтому, если возникла проблема с идентификацией по внешнему виду, потребуется собрать простую приставку для мультиметра (повторюсь для критиков, именно цифрового мульти метра с функцией измерения емкости верки конденсаторов, например UT151B).

    Приставка к мультиметру для измерения емкости варикапа

    • Резисторы: R1, R2 -120 кОм (да, два резистора, да последовательно, нет одним заменить нельзя, паразитную емкость, далее без комментариев); R3 – 47 кОм; R4 – 100 Ом.
    • Конденсаторы: С1 – 0,15 мкФ; С2 – 75 пФ; С3 – 6…30 пФ; С4 – 47 мкФ га 50 вольт.

    Устройство требует настройки. Она довольно проста, собранное устройство, подключается к измерительному прибору (мультиметр с функцией измерения емкости). Питание должно подаваться со стабилизированного источника питания (важно) с напряжением 9 вольт (например, батарея Крона). Меняя емкость подстрочного конденсатора (С2) добиваемся показания на индикаторе 100 пФ. Это значение мы будем вычитать от показания прибора.

    Данный вариант неидеален, необходимость его практического применения вызывает сомнения, но схема наглядно демонстрирует зависимости емкости варикапа от номинального напряжения .

    Проверка супрессора (TVS-диода)

    Защитный диод, он же ограничительный стабилитрон, супрессор и TVS-диод. Данные элементы бывают двух типов: симметричные и несимметричные. Первые используются в цепях переменного тока, вторые – постоянного. Если кратко объяснить принцип действия такого диода, то он следующий:

    Увеличение входного напряжения вызывает уменьшение внутреннего сопротивления. В результате увеличивается сила тока в цепи, что вызывает срабатывание предохранителя. Преимущество устройства заключается в быстроте реакции, что позволяет принять на себя переизбыток напряжения и защитить устройство. Скорость срабатывания – главное достоинство защитного (TVS) диода.

    Теперь о проверке. Она ничем не отличается от обычного диода. Правда есть исключение – диоды Зенера, которые также можно отнести к TVS семейству, но по сути это быстрый стабилитрон, работающий по «механизму» лавинного пробоя (эффект Зинера). Но, проверка работоспособности скатывается к обычной прозвонке. Создание условий срабатывания приводит к выходу элемента из строя. Другими словами, способа проверки защитных функций TVS-диода нет, это как проверить спичку (годная она или нет) пытаясь поджечь.

    Тестирование высоковольтных диодов

    Проверить высоковольтный диод СВЧ печи тем же способом, что и обычный, не получится, в виду его особенностей. Для тестирования этого элемента, понадобится собрать схему (показанную на рисунке ниже), подключенную к блоку питания 40-45 вольт.

    Схема для проверки используемого в микроволновке диода

    Напряжения 40-45 вольт будет достаточно для поверки большинства элементов данного типа, методика тестирования – как у обычных диодов. Величина сопротивления R должна быть в пределах от 2кОм до 3,6кОм.

    Диоды туннельного и обращенного типа

    Учитывая, что ток, протекающий через диод, зависит от напряжения, приложенного к нему, тестирование заключается в анализе этой зависимости. Для этого потребуется собрать схему, например, такую, как показана на рисунке.

    Тестирование диодов туннельного типа

    • VD – тестируемый диод туннельного типа;
    • Uп – любой гальванический источник питания, у которого ток разряда около 50 мА;
    • Сопротивления: R1 – 12?, R2 – 22?, R3 – 600?.

    Диапазон измерений, выставленный на мультиметре ,не должен быть меньше тока максимума диода, этот параметр указан в даташит (datasheet) радиоэлемента.

    Видео: Пример проверки диода мультиметром

    • устанавливается максимальное значение на переменном резисторе R3;
    • подключается тестируемый элемент, с соблюдением указанной на схеме полярности;
    • уменьшая величину R3, наблюдаем за показаниями измерительного прибора.

    Если элемент исправен, в процессе измерения прибор покажет увеличение тока до Imax диода, после чего последует резкое уменьшение этой величины. При дальнейшем повышении напряжения ток уменьшится до Imin, после чего снова начнет расти.

    Тестирование светодиодов

    Проверка светодиодов практически ничем не отличается от тестирования выпрямительных диодов. Как это делать, было описано выше. Светодиодную ленту (точнее ее smd элементы), инфракрасный светодиод, а также лазерный, проверяем по той же методике.

    К сожалению, мощный радиоэлемент данной группы, у которого повышенное рабочее напряжение, проверить указанным способом не получится. В этом случае дополнительно понадобится стабилизированный источник питания. Алгоритм тестирования следующий:

    • собираем схему, как показано на рисунке. На блоки питания выставляется рабочее напряжение светодиода (указано в даташит). Диапазон измерения на мультиметре должен быть до 10 А. Заметим, что можно использовать зарядное устройство в качестве БП, но тогда необходимо добавить токоограничивающие сопротивление;

    Измерение номинального тока на светодиоде

    • измеряем номинальный ток и выключаем блок питания;
    • устанавливаем режим мультиметра, позволяющий измерить постоянное напряжение до 20 В, и подключаем прибор параллельно тестируемому элементу;
    • включаем блок питания и снимаем параметры рабочего напряжения;
    • сравниваем полученные данные с указанными в даташит, и на основании этого анализа определяем работоспособность светодиода.

    Проверяем фотодиод

    При простой проверке измеряется обратное и прямое сопротивление помещенного под источник света радиоэлемента, после чего его затемняют и повторяют процедуру. Для более точного тестирования потребуется снять вольтамперную характеристику, сделать это можно при помощи несложной схемы.

    Пример схемы для снятия вольтамперных характеристик

    Для засветки фотодиода в процессе тестирования можно использовать в качестве источника освещения лампу накаливания мощностью от 60Вт или поднести радиодеталь к люстре.

    У фотодиодов иногда встречается характерный дефект, который проявляется в виде хаотического изменения тока. Для обнаружения такой неисправности необходимо подключить тестируемый элемент так, как это показано на рисунке, и измерять величину обратного тока в течение пары минут.

    Проверка на «ползучесть»

    Если в процессе тестирования уровень тока будет оставаться неизменным, значит, фотодиод можно считать рабочим.

    Тестирование без выпайки.

    Как показывает практика, протестировать диод не выпаивая, когда он находится на плате, как и другие радиодетали (например, транзистор, конденсатор, тиристор и т.д.), не всегда удается. Это связано с тем, что элементы в цепи могут давать погрешность. Поэтому перед тем, как проверить диод, его необходимо выпаять.

    Читать еще:  Как выкрутить винт с сорванной головкой

    Как проверить автомобиль мультиметром

    В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.

    Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

    Содержание

    Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром

    Проверка включает в себя:

      • Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
      • Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
      • Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
      • Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки.

    Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

    Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.

    Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:

    • аккумулятор;
    • датчики;
    • высоковольтные провода;
    • генератор.

    Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

    Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

    Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

    Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

    Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

    Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

    Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

    Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

    Как проверить датчики автомобиля мультиметром

    Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:

    Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

    Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

    Датчик ABS

    Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

    Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

    С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.

    Датчик коленвала

    Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.

    Кислородный датчик

    Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

    Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

    Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

    Датчик детонации

    Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

    С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

    Датчик скорости

    Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.

    После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.

    Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.

    Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

    Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

    • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
    • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.

    Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

    • качество изоляции проводов;
    • длина;
    • наличие микроповреждений;
    • тип проводов.

    Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

    Как проверить мультиметром генератор на машине

    Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

    • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
    • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
    • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
    • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

    И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

    Вместо послесловия

    При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

    С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

    После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

    Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector