Автокефалии украинской церкви что это - Строительный журнал
C-triada.ru

Строительный журнал
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автокефалии украинской церкви что это

Чем чревата автокефалия Украинской православной церкви?

5 сентября на Архиерейском соборе в Стамбуле архиепископы рассмотрели вопрос предоставления автокефалии для церквей. С просьбой издать специальный указ об автокефалии православной церкви на Украине в июне 2016 года обратилась Верховная рада. По сообщениям украинских СМИ, нынешний предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий еще в девяностые годы отстаивал полную независимость УПЦ. В 1992 году вместе с другими участниками Архиерейского собора Украинской православной церкви он подписал обращение к тогдашнему президенту Украины Леониду Кравчуку о признании автокефалии украинской церкви.

Между кем конфликт?

После провозглашения независимости на Украине образовалось несколько православных церквей: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая признала главенство Русской православной церкви, УПЦ Киевского патриархата, которую возглавил митрополит Филарет, а также еще несколько более мелких церквей. Бывший предстоятель УПЦ Филарет после распада СССР, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост. Лишившись сана в 1992 году, Филарет покинул Украинскую православную церковь, образовав свой патриархат и назначив себя во главе его. Таким образом, в результате действий митрополита в стране возникла непризнанная православная церковь, которая хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, не имея при этом канонической преемственности. По сути, она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с каким-либо православным патриархатом. Что касается УПЦ МП, то она является преемницей учрежденной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата, перешедшей в XVII веке в юрисдикцию Московского патриархата.

Свою автокефалию УПЦ МП получила согласно Томосу патриарха Алексия II и решению Архиерейского собора Русской православной церкви от 25-27 октября 1990 года. Томос об автокефалии — это особый документ, который легализует поместную церковь. Сейчас Украина ожидает решения относительно предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата Константинопольским патриархатом. На Архиерейском соборе Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат может давать автокефалию без согласований с другими церквями. 7 сентября в рамках подготовки по предоставлению автокефалии УПЦ КП он назначил в качестве своих экзархов* в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые займутся подготовкой учредительного Собора автокефальной Украинской церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) ранее заявил, что единая поместная церковь в стране будет создана до конца текущего года. По его словам, те церкви, которые не примкнут к ней, должны носить название «Русская православная церковь в Украине». «Томос будет. После Томоса будет собор тех архиереев, которые обратились ко Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии. Те, кто не обращался, на соборе не будут иметь права», — заявил глава УПЦ КП.

Храмы и влияние

Среди потерь, которые могут ждать московский патриархат, — в первую очередь храмы. Их у Московского патриархата на Украине около 11 тысяч. Причем сложность в том, что храмы в стране считаются принадлежащими прихожанам, то есть им придется решать на голосовании, переходить под крыло Киевского патриархата или нет. В итоге это может привести и к серьезным конфликтам среди местных верующих и тем самым еще более обострить отношения между странами. Протоиерей Александр Ильяшенко считает, что все происходящее — это результат закулисных игр власть имущих, при этом перспективы создания на Украине единой поместной церкви далеко не радостные. «Это политический вопрос, потому что украинская церковь и так обладает практически всеми атрибутами автокефальной церкви. Это касается православной церкви Московского патриархата. Церковь обладает большой автономией, и для верующих никакой разницы нет. Вопрос в том, что сегодня Петр Порошенко хочет дать автокефалию другой церкви, неканонической и никем не признанной. Ясное дело, что это делается для того, чтобы расколоть украинский народ еще и по религиозному признаку, посеять рознь и противоречия между людьми. Очевидно, что это повлечет столкновения, которые будут вызваны тем, что новоявленной автокефальной церкви будут отданы храмы, монастыри, принадлежащие УПЦ МП. Когда за такой церковью стоят политические силы, то понятно, кому будет отдаваться предпочтение и в чью сторону будет перевес. Это будет трагедия, которая может произойти у нас на глазах», — говорит отец Александр.

По его мнению, все попытки изменить статус церкви на Украине лишь углубят раскол в православии. Причем, как считает отец Александр, за решениями Архиерейского собора явно стоят политические силы. «Это совершенно очевидно. Ведь всегда, когда происходит какое-либо преступление, люди задаются вопросом: а кому это было выгодно? А выгодно тем, кто хочет добиться изоляции России и русского народа, в том числе и за счет того, что разорвется единство православия на нашем пространстве. Расколом это может закончиться и в международном масштабе. Это продуманная и многоходовая операция, которая принесет тем, кто хочет все разрушать, большие дивиденды, которые они и собираются получить, сея это противостояние», — говорит отец Александр.

Какой будет реакция РПЦ?

РПЦ заявила, что не признает автокефалию Украинской церкви. В Московском патриархате заявили, что Русская православная церковь разорвет отношения с Константинопольским патриархатом в случае предоставления автокефалии.

«Русская православная церковь не примет это решение. Мы будем вынуждены разорвать общение с Константинополем, и тогда уже Константинополь не будет иметь никаких прав на то, чтобы претендовать на лидерство в православном мире», — заявил митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

*Экзарх — титул главы отдельного церковного округа. Обычно экзархом называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата). В Константинополе экзархами чаще всего называются личные представители (посланники) патриарха, направляемые в ту или иную страну или епархию с особыми поручениями.

Томос об автокефалии: что это означает для украинцев

Синод Вселенского патриархата 29 ноября в Стамбуле утвердил текст Томоса для Украины, а также проект устава Единой поместной церкви. Что такое Томос и автокефалия в религии, какие изменения принесет украинским верующим эта инициатива и когда она может воплотиться в жизнь – выяснил 24 канал.

Читать еще:  Виды съемников шаровых опор

Как Украина получила Томос?

Для начала стоит прояснить, как все происходило.

В апреле 2018 года Президент Украины Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху (он же – Константинопольская православная церковь в мировом православном обществе церковь и юрисдикция «первого по чести», первого из настоятелей 14-ти независимых (автокефальных) поместных церквей) о предоставлении автокефалии Украинской церкви.

В сентябре в Украину прибыли посланцы патриарха Варфоломея (экзархи), которые почти месяц провели в здесь. В частности, священнослужители ездили по украинским церквям, разговаривали со священниками.

9 октября в Стамбуле началось трехдневное заседание Синода Вселенского патриархата. На этом собрании церковники заслушали отчет экзархов, по результатам которого и было принято разрешение о создании Православной церкви Украины.

27-29 ноября в Стамбуле прошел Святой и Священный Синод Вселенского патриархата. Члены Синода окончательно согласовали текст Томоса для Православной церкви Украины, этот документ уже не будет меняться. На основе Томоса приняли также проект устава Украинской церкви. Текст Томоса решили не обнародовать до его передачи.

15 декабря во время Объединительного собора в Киеве православные архиереи объявили об объединении украинских церквей в единую Православную церковь Украины. Ее предстоятелем стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний. Кафедральным собором Православной церкви Украины стал Михайловский Златоверхий собор.

5 января Вселенский патриарх Варфоломей подписал Томос об автокефалии единой Православной церкви Украины. Церемония подписания Томоса состоялась в патриаршем храме Святого Георгия на территории Вселенского патриархата в Стамбуле.

Варфоломей подписал Томос об автокефалии Православной церкви Украины

А уже 6 января во время литургии в том же храме Варфоломей передал предстоятелю новосозданной Православной церкви Украины Епифанию посох и Томос, который провозглашает автокефалию.

Украина получила Томос об автокефалии: смотрите видео

Процедура получения Украиной церковной независимости официально завершена. Правда, на создание самой церкви на практике может уйти несколько лет – убеждены религиоведы. Ведь дальше нужно будет решить вопрос с распределением имущества, и Россия будет продолжать ставить палки в колеса.

Что же такое Томос и автокефалия, зачем это украинцам и что будет дальше – читайте в статье 24 канала.

Что значит автокефалия Православной церкви Украины?

Фактически автокефалия означает «превосходство» ПЦУ, чем была до сих пор, равенство ее с другими Автокефальной Православной Церкви.

Директор центра общественно-информационных технологий «Форум» Валерий Дымов в комментарии сайту «24» напомнил, что в 1686 году Киевскую митрополию Константинопольского патриархата присоединили к Московскому патриархату, когда Вселенский патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви выдали противоречивый Томос о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата. По мнению Валерия Дымова, этот процесс был незаконным, и центр православия из Киева в Москву перенесли за деньги.

Смотрите видео об истории православной церкви в мире:

Что такое Томос?

Это уникальный церковный документ, указ. Выпускают его, когда главная церковь хочет предоставить фактическую независимость – автокефалию. Изредка Томос выдают по вопросам, которые касаются положений христианского вероучения, чаще всего он касается церковного устройства.

Кому и зачем нужна единая украинская церковь

По убеждению президента Петра Порошенко – собственная церковь в государстве – атрибут независимости как государства, так и церкви. Поэтому, церковь в Украине и отделена от государства, но вопрос этот в первую очередь – политический. Особенно учитывая то, что Украинская Церковь с дополнением «Московского патриархата», по сути является подразделением Русской Церкви.

С другой стороны, как пояснил в комментарии сайту «24» эксперт по религиозным вопросам, бывший священнослужитель Роман Мельниченко, для людей, которые не слишком близки к Церкви, с предоставлением автокефалии Украинской Церкви мало что изменится. Для более церковных людей, кто каким-то образом пользуется церковными услугами – жизнь станет проще. Например, сейчас не редки случаи, когда церковнослужители различных православных конфессий не признают обряды друг друга, считая «не свое «крещение или отпевание покойного «неправильным». После того, как украинская церковь станет единой, канонической, страх, что как-то «неправильно» окрестил или похоронил – исчезнет.

Аналитик Сергей Фурса отметил, что, по его мнению, различные религиозные организации относятся к верующим как к «большому рынку». А поскольку в Украине 70% людей считают себя верующими и при этом участвуют в выборах, на результаты которых через них влияют и «люди в рясах», поэтому «абсолютно ненормально, что большую часть рынка религии контролирует контора, которую возглавляет КГБшник, и которая непосредственно подчиняется Кремлю».

Что будет с действующими церковнослужителями

Для священнослужителей Киевского патриархата единая церковь – это большая радость. Киевский патриархат получил канонический статус, что означает, что все их таинства, все их священнослужители – законные и благодатные. Поэтому все останется, как было, пояснил Роман Мельниченко. Ничего не надо переоформлять, никаких дополнительных процедур. Просто вся структура Киевского патриархата станет признанной православным миром.

Что касается священнослужителей УПЦ МП, то они должны или перейти в подчинение Православной церкви Украины, или изменить название своих церквей на Русскую православную церковь. На это им дается три месяца, в противном случае им аннулируют регистрацию.

Заметим, РПЦ заявила о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Верующие РПЦ не могут причащаться в храмах Константинопольского патриархата, священники и иерархи не смогут осуществлять совместных богослужений. Такой шаг является в высшей мерой институциональных церковных санкций.

Что будет с имуществом церквей

Все останется, как было. Мельниченко напомнил – на уровне государства нет разницы, каноническая церковь или нет, главное – чтобы она была законно зарегистрирована: должен быть устав религиозной организации, тогда эта организация может действовать. Поэтому на уровне государства внутрицерковные вещи не влияют ни на устав, ни на регистрацию, ни на имущество религиозной организации.

Читать еще:  Как подключиться к щитку

Почему УПЦ МП против Единой Украинской Церкви

Потому же, почему вообще Россия против независимой Украины. «Мыжебратья», оккупированный Крым и Донбасс, русский язык как второй государственный и контроль России над церковью в Украине – все это разные лица «русского мира», а по сути – желание кремлевского руководства держать Украину под контролем.

Судьба раскольников. В Украине ликвидирована автокефальная церковь

Своим появлением УАПЦ была обязана Февральской революции и особенностям православного мировоззрения. Католицизм интернационален — все католики, где бы они не находились, подчиняются Престолу Святого Петра. Православные же ревностно следуют указанию Иисуса оставить Богу богово, а кесарю — кесарево. Именно поэтому православные церкви имеют национальный характер. Чёткой нормы о том, что в независимом государстве должна быть независимая церковь, не существует, но фактически такая идея организации мирового православия не противоречит. Весь вопрос в том, чтобы желание духовенства, мирян и материнской церкви совпали в плане предоставления томоса об автокефалии (по канонам, томос даёт та церковь, от которой отделяется новая).

Предыстория

Как мы уже указали, жизнь УАПЦ дала Февральская революция. Как только на Украине начали всерьёз обсуждать возможность отделения от России и создание независимого государства, сразу же появилась идея создания собственной автокефальной церкви.

Течение это изначально было политическим, но вскоре появились и священнослужители, которые смекнули, что за счёт автокефалии можно сделать впечатляющую карьеру. Главное — первыми встать в очередь.

Движение пользовалось поддержкой и со стороны Центральной Рады, и со стороны большевиков, и со стороны гетмана, и со стороны Директории. Только белые её не одобряли и большая часть священников РПЦ.

На Украине в ноябре 1917 года была создана Временная всеукраинская православная церковная рада, требовавшая автокефалии. С января по октябрь (!) 1918 года в Киеве проходил церковный собор, который, однако, определённого решения не принял. Тогда 1 января 1919 года был принят «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви и её высшего правительства». До сих пор непонятно, почему власти современной Украины не воспользовались этой замечательной практикой УНР, если уж автокефалия так важна для государственности, как об этом говорил Пётр Порошенко

Первый период истории

5 мая 1920 года Всеукраинская православная рада приняла решение о создании автокефальной церкви.

Статус этого новобразования был ничтожным: не только ни одна православная церковь его не признала, но даже и своих епископов и священников рукоположить было некому — ни один иерарх РПЦ на сторону автокефалистов не перешёл.

В октябре 1921 года состоялся собор, на котором священники сами себя рукоположили в епископы (этому было дано богословское оправдание — мол, так делали в древности, например — в Александрийской церкви).

Советская власть на этом этапе УАПЦ поддержала. Во-первых, её видели средством ослабления РПЦ. Во-вторых, её видели средством ослабления православия в целом. В-третьих, её видели средством украинизации.

В 1923 году Михаил Булгаков, будучи в командировке в Киеве, написал об УАПЦ так: «за что молятся автокефальные я не знаю. Но подозреваю. Если же догадка моя справедлива, могу им посоветовать не тратить сил. Молитвы не дойдут. Бухгалтеру (имеется в виду Симон Петлюра — Авт.) в Киеве не бывать».

Собственно, так думал не только Булгаков и это УАПЦ подкосило — начиная с 1924 года церковь лишилась административной поддержки и, напротив, начались преследования её активистов по обвинению в национализме.

В январе 1930 года церковный собор объявил УАПЦ «явной антисоветской контрреволюционной организацией» и распустил её. Правда, церковь была восстановлена в декабре того же года под названием УПЦ, но после 1937 года на Украине не осталось ни одного епископа и ни одного прихода УАПЦ. Уцелела только епархия в США.

На землях, которые вошли в состав Польши, УАПЦ не было — там действовала Православная церковь в Польше, в 1934 году признанная Вселенским Патриархом.

Попытка восстановить УАПЦ была предпринята во время немецкой оккупации. В феврале 1942 года церковь де-факто была восстановлена, но особой поддержкой оккупационных властей не пользовалась. Иерархи церкви бежали с Украины вместе с оккупантами.

Второй период истории

Деятельность УАПЦ на Украине восстановилась явочным порядком в 1989 году. В июне 1990 году патриархом был провозглашён митрополит Мстислав (Скрыпник) — племянник Симона Петлюры. Забавно, что сам он на избравшем его соборе отсутствовал — не смог получить въездную визу. Впрочем, вскоре атмосфера потеплела — в октябре 1990 года Верховная Рада признала УАПЦ (это было непосредственное следствие принятой ранее Декларации о суверенитете). Патриаршим собором УАПЦ стала Андреевская церковь, в которой в 1942 году в ней был рукоположен в епископы Мстислав.

В июне 1992 года усилиями митрополита Филарета (Денисенко) было проведено объединение автокефалистской части УПЦ и УАПЦ. При этом Мстислав остался патриархом, а Филарет получил неслыханный в православии пост заместителя патриарха.

В 1993 году Мстислав умер, после чего УАПЦ вышла из объединения с УПЦ, которая вскоре стала УПЦ-КП. Главной причиной было недовольство жёсткой манерой управления Филарета. Надо сказать, что УАПЦ была в это время не в лучшей форме — часть общин и иерархов остались в УПЦ-КП, как в более крупной и богатой организации. Томосом и револьвером. За что архимандрит застрелил автокефального митрополита

В дальнейшем УАПЦ продолжала существовать в статусе третьей по численности приходов православной церкви на Украине. Самостоятельной роли она не играла — сказывалось отсутствие как легитимности, так и сильного лидера, которым был Филарет.

В 2018 году в УПЦ входило 12,3 тыс. общин, в УПЦ-КП — 5,2 тыс., а в УАПЦ — всего 1,2 тыс. Преимущественно эти общины были сосредоточены на Западной Украине.

На этом этапе УАПЦ ввязалась в порошенковскую авантюру по созданию ПЦУ и 15 декабря приняла решение о самороспуске. Филарет же традиционно «пропетлял» и сохранил часть структуры УПЦ-КП (довольно куцую).

Читать еще:  Расчет трансформатора на тороидальном сердечнике онлайн

Что в итоге?

Столетняя борьба за создание автокефальной украинской церкви закончилась частичным успехом.

Действительно удалось создать украинскую автокефальную церковь — ПЦУ. Правда, автокефальность её чисто формальная, а фактически-то она полностью подчинена Константинопольскому Патриархату. Даже миро самостоятельно варить не может и предстоятель её не имеет статуса патриарха.

Создание автокефальной церкви произошло вовсе не так, как мечталось её создателям — не православный мир признал раскольников-самосвятов, а Константинополь слепил ПЦУ из разного рода украинских раскольников. Причём УАПЦ отнюдь не играла в этом объединении ключевую роль. Подавляющее большинство православных общин и вовсе осталось в УПЦ.

Статус ПЦУ остаётся под сомнением — процесс её признания идёт крайне медленно и есть основания полагать, что до конца доведён не будет — скорее уж мировое православие расколется. Пока же иерархов ПЦУ до службы в большинстве православных церквей мира не допускают.

Стоил ли столь ничтожный результат пребывания в расколе нескольких поколений украинских священников и мирян — вопрос философский. Для православного раскол — страшный грех. А для украинских автокефалистов грех — быть в каких-то отношениях с русской церковью. Так что это явление не так религиозное, как политическое.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

Новое время (Украина): Зачем украинской церкви автокефалия?

Томос легализует УПЦ КП и УАПЦ, но УПЦ МП сохранит свое влияние в стране

Я не думаю, что предоставление автокефалии существенно изменит диспозицию церковных сил в стране. Автокефалию получит УПЦ КП, которая и так давно живет независимой жизнью. Скорее всего, томос подстегнет небольшую УАПЦ присоединиться к УПЦ КП. А УПЦ МП останется на своих позициях.

Какая-то часть приходов УПЦ МП захочет перейти в каноническую автокефальную церковь, но вряд ли это будет массовым явлением. Как не стали массовым явлением юрисдикционные переходы приходов Московского патриархата после начала российской агрессии в 2014 году.

Основной актив УПЦ МП — это консервативная масса верующих, которые связывают практикуемые ими формы религиозной жизни с российской православной культурой. Она включает теологические, литургические и календарные нюансы. Эти верующие не очень-то и хотят участвовать в богослужениях на украинском языке, на которых поминается имя киевского патриарха.

Предполагаю, что дискуссия в Константинополе сейчас идет следующая: признавать ли Киевский патриархат как патриархат, или же вернуть его в статус митрополии. Практической разницы в этих двух статусах нет — есть лишь символическая. Например, древняя и довольно крупная Греческая церковь не имеет своего патриарха, она управляется архиепископом. А у небольшой Антиохийской церкви патриарх — есть.

Кроме того, я думаю, патриарх РПЦ Кирилл получил заверения от своего константинопольского визави, что тот не будет вмешиваться в деятельность УПЦ МП и откажется от агрессивного прозелитизма — переманивания приходов патриарха Кирилла на Украине в юрисдикцию новосозданной автокефальной церкви.

Контекст

День: Дьявол кроется в деталях. О чем договорились патриархи?

WP: Украина раскалывает православие

Святейший треугольник

Между властью и царебожием

Но каноническими и материальными вопросами дело не заканчивается. Так называемый «русский мир» был и останется идеологической инфраструктурой российского православия, в том числе в его ветке УПЦ МП. Украинское православие имеет шанс противопоставить такой политизации качественную организацию жизни религиозных общин с акцентом на социальные проекты.

После предоставления автокефалии произойдет поляризация идентичностей членов религиозных общин, принадлежащих к разным украинским православным юрисдикциям. Российское православие — это религия преимущественно минорной тональности, в то время как украинское православие всегда было веткой народной карнавальной культуры.

В РПЦ регулярно возникали реформаторы, желавшие изменить культурный код этой религиозной структуры, но они никогда не пользовались ощутимой поддержкой. Да и среди самих этих реформаторов никогда не было единства. А стоило такому реформатору получить высокий церковный пост — как он тут же становился заядлым церковным консерватором, проповедующим идеологию «русского мира».

Так произошло, например, с митрополитом Илларионом Алфеевым. Обладатель докторской степени Оксфордского университета, казалось бы, должен быть настроен, как минимум, либерально. Однако должность главы отдела внешних связей Московского патриархата научила митрополита Иллариона жестко продвигать пропутинскую линию в церковной политике. Именно он ездил со «страшилками» в Константинополь, когда только-только начался процесс предоставления автокефалии украинской Церкви.

Что касается межконфессиональных отношений на Украине, то и здесь томос об автокефалии не станет определяющим. УКГЦ ни на каких условиях не согласится войти в состав автокефальной православной церкви, так как Ватикан категорически выступает против этого. Например, недавняя попытка главы украинских греко-католиков Святослава Шевчука сблизиться с православием в виде принятия в состав УГКЦ архиепископа УАПЦ Игоря Исиченко потерпела крах именно из-за позиции Ватикана.

После смерти Любомира Гузара у украинских католиков не осталось ни одного своего кардинала, который мог бы лоббировать их интересы в Ватикане. Шевчук сан кардинала пока не получил.

Политические импликации украинской автокефалии, прежде всего, существуют в стратегии Порошенко для будущих президентских выборов. Одним из его советников является политтехнолог Олег Медведев, который давно заинтересован в решении украинского церковного вопроса.

При отсутствии видимых улучшений в экономической ситуации и арестов крупных коррупционеров, Порошенко попытается продать украинским избирателям получение автокефалии как сложную и важную политическую победу. Еще и добавит, мол экономика — это удел премьер-министра Владимира Гройсмана, борьба с коррупцией — дело антикоррупционных органов, а президент отчитывается за внешнеполитические достижения.

Однако запрос на повышение качества жизни среди избирателей превышает желание иметь каноническую автокефальную православную церковь. Хотя томос действительно нужен. Но не для Порошенко — а для тех верующих украинцев, которые устали жить с навязанным Россией статусом «раскольников».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector